ФЭНДОМ

, Сергей Всеволодович

Серге́й Все́володович Ябло́нский (6 декабря 1924 — 26 мая 1998) — советский и российский математик, член-корреспондент АН СССР (c 1968), один из основателей отечественной школы математической кибернетики. Автор ряда классических работ по проблемам синтеза, надёжности и контроля управляющих систем.

Содержание Править

  • 1 Биография
  • 2 Научная работа
  • 3 Перечень основных работ
    • 3.1 Монографии
  • 4 Награды и премии
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Биография Править

Сергей Всеволодович родился 6 декабря 1924 года в семье студента-заочника физико-математического факультета 1-го Московского государственного университета Всеволода Сергеевича Яблонского (1901—1963) — будущего известного учёного, доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

Окончил механико-математический факультет (1950) и аспирантуру НИИ механики и математики (1953) МГУ, с 1963 года профессор МГУ. Специалист в области дискретной математики и математических вопросов кибернетики.

С 1953 работал в Институте прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН (ИПМ). Преподавал на кафедре высшей математикиМФТИ.

В 1971 году создал при МГУ им. М. В. Ломоносова кафедру теории автоматов и математической логики (позднее переименованную в кафедру математической кибернетики), которую возглавлял до конца жизни. Член редколлегии «Математической энциклопедии».

Научная работа Править

Вся творческая жизнь С. В. Яблонского прошла в стенах ИПМ. В 1958 г. при активном содействии А. А. Ляпунова он создал в ИПМ отдел кибернетики и на протяжении 40 лет возглавлял его. С 1954 г. работал одновременно в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, с 1970 г. возглавлял созданную им кафедру математической кибернетики на факультете вычислительной математики и кибернетики. Читавшиеся им в начале 50-х годов на механико-математическом факультете МГУ курсы лекций и организованные им семинары по математическим вопросам кибернетики легли в основу современных университетских курсов по этой и смежным дисциплинам. В период становления кибернетики в нашей стране он был в первых рядах её пропагандистов. При его деятельном участии был начат в 1958 г. выпуск сборника «Проблемы кибернетики» — первого отечественного издания по кибернетике, продолжающегося и по сей день как сборник «Математические вопросы кибернетики». После отъезда А. А. Ляпунова в Новосибирск С. В. Яблонский становится руководителем общемосковского семинара по кибернетике в МГУ. До конца своих дней он являлся организатором всесоюзных и международных конференций по проблемам теоретической кибернетики. Продолжительное время деятельно работал на руководящих постах в Отделении математики АН СССР.

Основополагающее значение имеют работы С. В. Яблонского по алгоритмическим трудностям синтеза минимальных схем, по проблемам полноты функциональных систем, по надёжности и контролю управляющих систем.

Человек широких взглядов, он держал в поле зрения многие научные направления, старался поддержать всё перспективное, а в умении правильно оценить новое ему не было равных. Научная школа С. В. Яблонского, сложившаяся в Москве, вышла далеко за её пределы.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики