ФЭНДОМ

Матвеевич Виноградов

Ива́н Матве́евич Виногра́дов (1891—1983) — советский математик, академик АН СССР (1929).

Дважды Герой Социалистического Труда (1945, 1971). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983) иСталинской премии первой степени (1941).

Содержание Править

  • 1 Биография
  • 2 Научная деятельность
  • 3 Личность, административная и общественная деятельность
  • 4 Награды и премии
  • 5 Память
  • 6 Сочинения
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Биография Править

Иван Виноградов родился 2 (14) сентября 1891 года в селе Милолюб (ныне Великолукский район Псковской области), в семье сельского священника. Среднее образование получил в реальном училище. В 1910 году поступил на физико-математический факультет СПбУ. После окончания университета в 1914 году был оставлен там для подготовки к профессорскому званию. Получил докторскую степень. С 1918 по 1920 годы работал в Пермском государственном университете и Томском государственном университете. В 1920 году стал профессором. Продолжил работу в Ленинградском университете, преподавал также в Политехническом институте (1920—1934).

C 1934 года с момента разделения Физико-математического института И. М. Виноградов — директор МИАН имени В. А. Стеклова, работал в этой должности более 45 лет до своей смерти (с перерывом с октября 1941 по февраль 1944, когда институт возглавлялС. Л. Соболев).

Много сил И. М. Виноградов отдавал научно-организационной, административной и общественной работе — был главным редактором журнала «Известия АН СССР, серия математическая», председателем Национального комитета советских математиков.

И. М. Виноградов — иностранный член Лондонского королевского общества (1942), иностранный член Национальной академии деи Линчеи в Риме (1958), Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1962), Датской королевской АН (1947), Венгерской АН (1950), АН ГДР (1950), Сербской академии наук и искусств (1959), почетный член Лондонского математического общества (1939) и Индийского математического общества (1947), член Американского философского общества(1942).

Иван Матвеевич Виноградов скончался 20 марта 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Научная деятельность Править

Работы Виноградова по преимуществу посвящены аналитической теории чисел. Его главным достижением стала разработка метода тригонометрических сумм, который является сейчас одним из основных методов аналитической теории чисел. С помощью этого метода он решил ряд проблем, которые казались недоступными математике начала XX века.

Сначала Виноградов получил выдающиеся результаты в проблеме Варинга. В частности, он доказал первую «близкую» оценку сверху для функции Харди  — наименьшее  такое, что каждое  представляется суммой  слагаемых вида . В 1924 году он доказал, что

.

А после многочисленных уточнений в 1959 году доказал, что

.

Потом он решил тернарную проблему Гольдбаха для всех достаточно больших чисел. Ещё в 1742 году математик Кристиан Гольдбах в письме Леонарду Эйлеру выдвинул гипотезу — каждое нечетное число больше 9 есть сумма трех нечетных простых чисел. Виноградов в 1937 году доказал справедливость тернарной гипотезы Гольдбаха для всех чисел больших некоторой константы. Однако нижняя граница оказалось настолько большой, что проверить остальные числа с помощью компьютера в XX веке не удалось. Окончательно теорема была доказана только в 2013 году Харальдом Гельфготтом

В 1959 году Виноградов нашёл оценку остаточного члена функции  — количества простых чисел, не превосходящих . Эта оценка улучшала результаты более чем полувековых усилий ряда выдающихся учёных.

Личность, административная и общественная деятельность Править

Виноградов работал в должности директора МИАН имени В. А. Стеклова, ведущего математического института страны, с момента его организации в 1934 году до своей смерти в1983 году. Виноградов пользовался большим авторитетом в отделении математики АН СССР и во многих отношениях был неформальным главой советских математиков.

В 70-е годы в АН СССР возникла оппозиция лидерству Виноградова. Говорили о его необъективности при решении кадровых вопросов и антисемитизме. Виноградов изгнал из руководимого им МИАН имени В. А. Стеклова практически всех евреев за парой исключений. Математики-эмигранты писали, что Виноградов гордился тем, что «очистил» институт от евреев. Институт ассоциировался, по словам академика Сергея Новикова, с «демонстративным, гнусным антисемитизмом», насаждаемым Виноградовым.

Сергей Новиков утверждал также, что после выдающихся работ, сделанных в молодые годы, Виноградов не опубликовал ничего значительного. Однако известно, что Виноградов получил и опубликовал важные результаты в 1958 и 1959 годах, в возрасте 67 лет. Против Виноградова выступали многие физики-теоретики и часть академиков других отделений. Его поддерживали большинство академиков-математиков и руководство АН СССР. В 1977 году на общем собрании АН СССР обсуждался вопрос об очередном переизбрании Виноградова директором института. При тайном голосовании около 1/3 голосов было подано против Виноградова. Это было недостаточно для его смещения, и он остался на должности директора до самой смерти. Следует отметить, что Виноградов никогда не был членом КПСС. В 1955 году Виноградов подписал известное «Письмо трёхсот» в поддержку советских генетиков против группы Т. Д. Лысенко.

Виноградов отличался незаурядной физической силой: согласно воспоминаниям, он мог поднять стул с сидящим на нём человеком одной рукой, держа стул за ножку. Все свои выходные и отпуска он проводил на своей даче в поселке Абрамцево, где уделял много внимания своему саду и цветам. Он никогда не был женат и проживал вместе с сестрой Надеждой Матвеевной. Он имел дружеские отношения с Президентом АН СССР М. В. Келдышем и руководителем СОАН математиком М. А. Лаврентьевым.

Награды и премии Править

  • Ленинская премия (1972) — за монографию «Метод тригонометрических сумм в теории чисел» (1971)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за научную работу «Новый метод в аналитической теории чисел» (1937)
  • Государственная премия СССР (1983) — за учебник «Основы теории чисел» (1981, 9-е издание)
  • дважды Герой Социалистического Труда (10.6.1945, 13.9.1971)
  • пять орденов Ленина
  • орден Октябрьской революции
  • медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Юбилейная медаль к 100-летию В. И. Ленина
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Золотая медаль имени М. В. Ломоносова АН СССР (1971)

Память Править

Могила И. М. Виноградова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Виноградов — единственный советский математик, в честь которого был организован дом-музей ещё при жизни

К столетию со дня рождения была учреждена Золотая медаль имени И. М. Виноградова АН СССР, впоследствии преобразованная в премию имени И. М. Виноградова РАН.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики